Сафари на юг Красного моря в октябре 2011
День третий. Рэки и переходы
По пути на юг, наш гид предложил нам остановиться и совершить несколько погружений на один из известнейших рэков Красного моря "Салем-Экспресс" ("Salem Express") , построенный в 1966 году, затонул 16 декабря 1991 г. в Красном море, на рифе Hyndman. Пассажирский паром "Салем Экспресс" направлялся из Порта-Саида в Сафагу. На борту находилось около 690 (по другим данным 1000) пассажиров – паломников из Мекки. От сильного удара после столкновения 1000-ти тонного корабля с рифом, открылся доступ в грузовой отсек в носу корабля. Вода устремилась внутрь судна и затопила трюмы в считанные минуты. Спастись удалось только 180 пассажирам. Красивый белый корабль лежит правым бортом на основании рифа носом с общим уклоном 15° от носа к корме.
Мы сделали два погружения. Первое - общий обзор корабля с наружи. Второе - проход по основному траверсу, через кормовой открытый грузовой люк. Поговаривали, что у корабля плохая аура. Он является одним из крупнейших водных катастроф 20-го века. Однако от погружения никто из группы не отказался. Разве что арабский гид отказался идти на второе погружение внутрь корабля. За погружения ничего ужасного не произошло, снаряга не ломалась, никто никуда не потерялся, газ расходовался не быстрее обычного. Я правда забыл оба раза одень компьютер на руку, что в общем можно рассматривать как влияние темных сил, поэтому был вынужден смотреть глубину по компьютеру бадди и вспомнить правила расчета первого интервала "deco on fly". Разгильдяйству и бездорожью был дан бой, а находчивость и смекалка в очередной раз победили темные силы.
Корабль можно осматривать как по, так и против часовой стрелки, но лучше это сделать с кормовой части, где видны великолепно сохранившиеся огромные винты. Наиболее интересная часть для внешнего осмотра - главная и кормовая палубы. Вдоль правого борта можно увидеть на дне несколько шлюпок, все еще прикрепленных к судну, а также громадные дымовые трубы. Двигаясь вдоль фальшборта попадаем к форштевню судна. На нем видны глубокие вмятины, оставленные коралловым рифом во время удара. Недалеко от этого места можно увидеть огромный якорь лежащий на левом борту парома. Повернувшись в сторону кормы мы видим громадину передней надстройки с большим количеством квадратных окон в несколько рядов. Верхний ряд является капитанским мостиком. Выше маленькая палуба и мачта. Позади моста солярий со шлюпбалками для спасательных шлюпок расположенными по обеим бортам. Приблизительно посредине судна находятся двойные трубы. Они связаны скобой, и с обеих сторон каждой трубы видны эмблемы корабля заглавная буква "S" окаймленная лавровым венком.
Второй дайв был по трюмам корабля, требовал наличия фонарей, определенных навыков рэк-дайвинга и главное отсутствие клаустрофобии. Шли гуськом друг за другом, повсюду были видны следы разыгравшейся трагедии. Тюки с вещами паломников, чемоданы, вещи. Практически все приличные чемоданы почему-то были приоткрыты или распахнуты. Не хочется думать о мародерах, но первые мысли были именно такие. В конце основного трюма для возврата назад было необходимо перейти на уровень выше и пройти обратный путь по другому трюму. Вот здесь и сказалось отсутствие опыта погружений на корабли и многих. Увидев неожиданно исчезнувшие ласты впереди идущего, народ вместо того чтобы спокойно оглядеться, не суетясь, начал щемиться все толпой в переход на верхний уровень, чем стал похож на стаю беснующейся сельди. Намутили враз. Кто-то улетел в потолок и добавил осадков оттуда. Погружение сразу перестало быть радужным и безмятежным. Благо впереди показался свет и силуэт перевернутой машины. Близость выхода и интересный объект под нами остудил горячие головы, ряды выравнялись и дальше плыли без приключений. Что интересно, посмотрел на спидометр тойоты, было около 100 тысяч - довольно "свежая" машинка и сохранилась в агресивной среде очень хорошо. По итогам погружения, в очередной раз убедился, в закрытые помещения лучше лезть с компанией, которая уже имеет хороший практический опыт такой нырялки, а рекриационый рэк-дайвинг - это весьма сомнительный вид дайвинга.
После такого несколько стрессового погружения все дружно делились впечатлениями, обедали, а кораблик отправился к месту нашей вечерней стоянки перед длительным ночным переходом к рифу Abu Kafan. Abu Kafan представляет собой длинный, узкий риф. Название рифа переводится как "глубина", в чём можно убедиться, совершив здесь погружение. Подводная скала рифа круто спускается в пучину моря до отметки более 100 м. В его северной части располагается плато с едва выступающими по направлению к морю коралловыми блоками. В южной же части рифа находится большой блок, соединённый с рифом на глубине 18 м. Далее риф простирается очень далеко на юг при максимальной глубине 30 м.
Два хороших дайва - вечерний и ночной. У меня оформились два четких желания. Увидеть акулу и снять мокрую семерку. Одеваться долго, нужны груза, а если есть груза нужен компенсатор (а у меня кроме крыла на 70lb другого и нет), в шлеме жарко, а снимешь в нем скапливаются бульки, в общем сплошное неудобство. Со следующего дайва пробую конфигурацию манки-дайвинг. Интересно только, зачем тащил с собой костюм и крыло. Была надежда, что на юге Африки будет прохладно, но как-то не сложилось.
Раздались две склянки. Сколь приятный для уха звук, впрочем, и для желудка тоже. Нас зовут на ужин. Этот многообещающий звук полностью отбивает у народа интерес к дайвингу и пробуждает всяческие другие общечеловеческие чувства, особенно голод. Жажду впрочем тоже. Все неожиданно вспоминают огромное количество бутылок доставленных на борт, как будто это корабль бутлегеров нелегально пересекающий границу с Суданом. До границы с Суданом мы, в принципе, тоже дойдем. Запас спиртного пригодится. Если доживет до границы, что крайне сомнительно. Кормят вкусно, повар на корабле отменный, на ужин старается порадовать какими-нибудь няшками. Печеньки, коктейли, пудинг или фрукты. Ради ужина стоит нырять.
А корабль, тем временем, отчалил на один из самых длинных переходов. И мы почувствовали всю прелесть таких ласковых, баюкающих и синих волн Красного моря. Качать начало так, что все сразу осознали весь драматический конфликт путешествия. Местами ужин упорно просился обратно к повару. Проход по палубе стал напоминать дискотеку. Драмина стала пользоваться популярностью экстази и ее все равно не хватало. В каютах что-то выло, хлопало, стукало и скрипело. Или кто-то, но потом не сознался. Иллюминаторы подло подтекали, отчего кровати, местами, сделались по детски для сна непригодными. Народ стал рассредотачиваться по палубам, завернутый в одеяла. Надеюсь всем снились акулы и синева.............